(20 группа) Издержки, выручка, прибыль.

Глоссарий по теме: выручка, прибыль, издержки, рентабельность, краткосрочный период, долгосрочный период, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, положительный эффект масштаба, отрицательный эффект масштаба.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы уже знаем, главной целью любого предприятия является получение прибыли. Давайте разберёмся, что и как может влиять на прибыль.

Главная функция фирмы – производить товары и услуги для удовлетворения спроса потребителей. Для этого фирма использует факторы производства.

Фирме необходимы 4 основных фактора производства:

  • земля – это условное название всех видов природных ресурсов (например, земля, леса, полезные ископаемые);
  • капитал – все средства производства (например, завод или станок);
  • труд – приложение физических и умственных усилий человека для создания товаров;
  • предпринимательские способности – новаторская деятельность, готовность к риску.

Существует три основных показателя, которые отражают состояние фирмы. Это выручка, издержки и прибыль.

Мы уже познакомились с понятием издержки. Это то количество денег, которые мы потратили для создания товара.

Следующий показатель – выручка. Выручка отражает, сколько мы заработали, продав произведённый нами товар. Обозначается выручка английской буквой R, что расшифровывается как «revenue». Выручка находится как произведение цены единицы товара (P) на количество товара (Q).

Наконец, мы подошли к понятию «прибыль». Это средства, которые остаются у предпринимателя от выручки после оплаты всех издержек. Другими словами, это разница между выручкой и издержками.

Если выручка превышает общие издержки, то фирма прибыльна.

Если же выручка меньше, то фирма терпит убытки. Таким образом, фирма должна стремиться увеличивать свою выручку и уменьшать издержки.

Рассмотрим зависимость прибыли от средних издержек. Прибыль – это разница между выручкой и общими издержками. В свою очередь, выручка — это произведение цены на количество, а общие издержки можно выразить как произведение средних издержек на количество. В итоге мы получаем следующую формулу: прибыль равна количеству, умноженному на разность цены товара и средних издержек.

Подведём промежуточный итог. Если цена товара больше средних издержек, то фирма получает прибыль.

Если цена равна издержкам, то прибыль равна нулю, то есть фирма тратит всю выручку на оплату затрат. И, наконец, если цена меньше средних издержек, то фирма убыточна.

Последний финансовый показатель, который мы рассмотрим, – это рентабельность. Рентабельность – экономический показатель, отражающий степень эффективности использования факторов производства.

Определяется он как отношение прибыли, полученной за определённый период, к величине затрат за тот же период (указывается обычно в процентах).

Но почему же фирме не установить цену заведомо выше, чем средние издержки, чтобы обеспечить себе прибыль? Вспомним тему «Конкуренция». На рынке совершенной конкуренции фирмы не могут влиять на цену своего товара. Всё решает рынок.

Некоторой властью над ценой обладают только фирмы в условиях олигополии и монополии.

Но даже монополист не может не учитывать кривую спроса на рынке. Если он установит цену выше, чем финансовые возможности потребителей, то у него просто-напросто не купят товар.

Кроме того, за деятельностью таких фирм активно следит государство. Существуют органы (например, Федеральная антимонопольная служба, или сокращенно ФАС), которые следят за тем, чтобы такие фирмы не завышали цены на свои товары и услуги.

Подведём итоги

Так как главная цель предприятия – получение прибыли, то любое предприятие должно стремиться уменьшать свои издержки и увеличивать количество проданного товара. Как мы выяснили, на цену товара фирмы или совсем не могут влиять, или их влияние ограничивается финансовыми возможностями потребителей и государством.

Краткосрочный и долгосрочный период

Фирма – сложный организм. Она не статична, постоянно меняется. Любая остановка означает «смерть» для фирмы – её сметут другие предприятия, которые готовы и дальше двигаться вперёд, развиваться. Поэтому экономисты стали различать два временных периода – краткосрочный и долгосрочный. Они считаются не по количеству месяцев, а по тому, успела ли фирма изменить факторы, которые необходимы ей для производства.

Несложно догадаться, что краткосрочный период – это такой промежуток времени, за который предприятие не успевает изменить параметры своего производства. Именно в этот период мы можем говорить о постоянных и переменных издержках.

Долгосрочный период, напротив, достаточен для того, чтобы поменять количество всех используемых факторов производства. В этом периоде не существует понятия «постоянные издержки».

Бухгалтерская и экономическая прибыль

В предыдущем уроке мы узнали, что издержки могут делиться на бухгалтерские и экономические. То же самое можно сказать и про прибыль. Экономисты различаются прибыль бухгалтерскую и прибыль экономическую. Как можно догадаться, бухгалтерская прибыль получается путём вычета из выручки бухгалтерских издержек. Чтобы получить экономическую прибыль, мы должны вычесть из выручки не только бухгалтерские, но и экономические издержки.

Положительный и отрицательный эффекты масштаба

Чтобы получать от фирмы максимальную отдачу, то есть максимальную прибыль, нужно учитывать, что существует эффект масштаба предприятия, который может повлиять на прибыль. Экономисты выделяют положительный и отрицательный эффект масштаба. Как мы помним из прошлого урока, кривая средних издержек сначала падает, а потом возрастает. Это объясняется как раз эффектом масштаба. По мере роста производства в действие вступает ряд факторов, ведущих к снижению средних издержек производства. Существует несколько факторов. Во-первых, специализация труда. Расширение размеров производства способствует тому, что нанимаются новые работники, а их рабочие обязанности дробятся на более мелкие составляющие.

Во-вторых, специализация управленческого персонала. Как и рабочий персонал, управляющих также подвергают более глубокой специализации.

Далее – эффективное использование капитала. Чем крупнее производство, тем более технически сложное оборудование они могут себе позволить. А чем дешевле станки, тем дешевле будет производство.

И, наконец, другие факторы. Производство многих товаров требует их предварительной разработки. Чем больше товара в итоге производится, тем меньше обойдётся разработка для единицы товара.

Отрицательный эффект масштаба связан с тем, что крупным предприятием (как и, например, большой страной) становится очень сложно управлять. Сравните усилия для управления такой страной, как Лихтенштейн, и такой страной, как Российская Федерация. Очевидно, что в первом случае управлять будет намного проще и дешевле.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Решите задания на нахождение финансовых показателей.

1) Общие издержки равны 250 д. е., количество произведённой продукции – 50. Рассчитайте средние общие издержки.

2) Переменные издержки равны 50 д. е. Постоянные издержки равны 25 д. е. Рассчитайте общие издержки.

3) Объём производства равен 100. Цена единицы товара равна 2 д. е. Весь произведённый товар продан. Найдите выручку.

4) Объём производства равен 20. Переменные издержки равны 80 д. е. Постоянные издержки равны 120 д. е. Рассчитайте общие издержки.

5) Выручка равна 1300, общие издержки равны 1000, найдите прибыль.

6) Объём производства равен 100. Постоянные издержки равны 300. Переменные равны 1500. Рассчитайте средние общие издержки.

7) Средние переменные издержки равны 10 д. е. Средние постоянные равны 13 д. е. Объём производства равен 100. Рассчитайте общие издержки.

8) Прибыль равна 1300, издержки равны 1000, чему равна рентабельность (в процентах)?

Решение:

  1. ATC = TC : Q = 250 : 50 = 5
  2. TC = FC + VC = 50 +25 = 75
  3. R = P x Q = 100 x 2 = 200
  4. TC = FC + VC = 120 + 80 = 200
  5. П = R – TC = 1300 – 1000 = 300
  6. ATC = (FC + VC) : Q = (300 + 1500) : 100 = 18
  7. TC = (AFC + AVC) x Q = (10 + 13) x 100 = 2300
  8. Рентабельность = П : TC x 100% = 1300 : 1000 = 130

2. Решите задания.

1) Количество произведённого и проданного товара равно 100, цена, по которой продавали единицу товара, равна 10 д. е. Найдите выручку фирмы.

2) Постоянные издержки равны 100, переменные издержки равны 50. Найдите общие издержки.

3) Выручка фирм равна 1248 д. е., а издержки – 1015, найдите прибыль.

4) Прибыль фирмы равна 1000 денежных единиц. Общие затраты равны 10000. Чему равна рентабельность (в процентах)?

Решение:

  1. R = P x Q = 100 x 10 = 1000
  2. TC = FC + VC = 100 + 50 = 150
  3. П = R – TC = 1248 – 1015 = 233
  4. Рентабельность = П : TC x 100% = 1000 : 10000 x 100% = 10

Обязательная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 65–73.
  2. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2018. – С. 154–166.
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10, 11 классы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. – М.: Вита-Пресс, 2014. – 400 с. – С. 258–318.
  4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 972 с. – С. 450–476. 

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Усманов Ахмед

0
Комментарии: 0Публикации: 60Регистрация: 23-12-2019

(20 группа) Издержки, выручка, прибыль.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.