(10 группа) Бизнес-планирование

Экономика организации

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предпри­ниматель. В новых экономических справочниках бизнесом назы­вается экономическая деятельность субъекта в условиях ры­ночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как си­ноним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициа­тивную самостоятельную деятельность граждан и их объеди­нений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Таким образом, бизнес — это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес — это и сово­купность отношений между всеми его участниками, образующи­ми команду единомышленников с целью получения дохода, при­были, развития фирмы, предприятия, организации. Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:

  • собственно предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономиче­скую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей. Деловой интерес участников бизнеса пер­вой группы — получение доходов — реализуется через производ­ство и реализацию продукции. В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу пред­принимательского бизнеса. Последняя включает три компо­нента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и ком­мерческое посредничество.

Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и ком­мерческому посредничеству. Бизнес — это прежде всего произ­водство, составляющее основу любой экономики;

  • индивидуальные и коллективные потребители продукции,

предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потре­бителей, образующих свои союзы, ассоциации и т. п.

Деловой интерес участников бизнеса этой группы — приобре­тение товаров и услуг. Он реализуется посредством налажива­ния контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды. Если для предпринимателей выго­дой является доход, то для потребителей — товар или услуга, удовлетворяющие их потребности. Реализуя свои потреби­тельские интересы, эта группа участников бизнеса образует сферу потребительского бизнеса;

  • работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Деловой интерес участников бизнеса третьей группы — извлечение доходов — реализуется посредством работы в фир­ме, организации, на предприятии. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников — личный доход, получаемый в результате выполненной работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса;
  • государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок. Речь идет о предоставлении правительственных заказов предприни­мателям, определении цен, состава и объема льгот при их вы­полнении и т. д. В таких случаях государственные органы яв­ляются равноправными партнерами других участников бизнеса. Деловой интерес участников этой группы — осуществление общегосударственных программ (научно-технических, науч­но-производственных, социальных и др.) в целях удовлетво­рения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Принцип взаимной выгоды при таких сделках следую­щий. Фирмы стимулируются государством для участия в этих программах, а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счете сферу государствен­ного бизнеса.

Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами — целесообразностью, целостностью, про­тиворечивостью и активностью.

Бизнес-планирование (деловое планирование) — самостоятель­ный вид плановой деятельности, которая непосредственно связа­на с предпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в биз­несе, если не планировать эффективно его развития, не акку­мулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их по­лучения, уметь выявлять эффективность использования ресур­сов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, плани­рование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официаль­но принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подме­няется разного рода решениями собственника о тех или иных на­правлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматрива­ют ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым измене­нием рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших пред­приятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя прак­тика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистиче­ская отчетность — по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указа­ний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошиб­ках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности ста­новится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления си­туации не принимаются. Отчасти и по этой причине большин­ство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия тор­говли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравне­нию с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование — это объективная оцен­ка собственной предпринимательской деятельности предприя­тия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно­инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает реше­ние стратегических и тактических задач, стоящих перед пред­приятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

  • заставляет руководителей мыслить перспективно;
  • обеспечивает основу для принятия эффективных управ­ленческих решений;
  • увеличивает возможности в обеспечении фирмы необхо­димой информацией;
  • способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;
  • ведет к четкой координации действий всех участников биз­неса;
  • позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовить­ся к внезапному изменению рыночной обстановки.

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Усманов Ахмед

0
Комментарии: 0Публикации: 60Регистрация: 23-12-2019

(10 группа) Бизнес-планирование: 23 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.