Тема урока:»Родители и дети:правовые основы взаимоотношений.

13.04.2020г. ПРАВО.

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Права и обязанности родителей

Закон регулирует порядок взаимоотношений родителей и детей в семье.
С юридической точки зрения детьми признаются те, кто не достиг совершеннолетия, то есть 18 лет.
Факт рождения ребенка в обязательном порядке фиксируется в актовой книге загса, и родителям выдается документ — свидетельство о рождении. Родители имеют право выбрать малышу имя, а также определить фамилию. Принято считать, что выбор имени накладывает определенный отпечаток на судьбу человека. В этой связи при необходимости имя и фамилия человека могут быть изменены по совместной просьбе родителей. При этом орган опеки и попечительства, который призван охранять интересы детей, даст на это разрешение. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменения его имени или фамилии могут осуществляться только при его согласии.
В семейном законодательстве закреплено право и одновременная обязанность родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они обязаны помочь ребенку получить общее образование, выбрать образовательное учреждение или форму обучения, учитывая его мнение. Таким образом, с рождением ребенка родители приобретают новые обязанности и становятся ответственными за жизнь другого человека.
Конечно же в каждой семье складываются особенности воспитания детей, которые взаимосвязаны с характером человека, материальным достатком и социальным статусом. Закон не регламентирует процесс общения родителей со своими детьми, он лишь запрещает жестокое, грубое отношение к ним, оскорбление или эксплуатацию детей. Причинение вреда физическому и психическому здоровью детей наказуемо.
Жестокое обращение родителей с детьми заключается в физическом, психическом над ними насилии. В первом случае речь может идти о побоях, причинении физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка.
Некоторые родители не выполняют возложенных на них законом правил поведения: отказываются материально содержать и воспитывать детей, иногда оставляют их в роддоме, злоупотребляют алкогольными напитками и др. В таких случаях они могу!’ быть лишены родительских прав.
Дела о лишении родителей родительских прав рассматриваются в судебном порядке с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Они следят за тем, чтобы не нарушались права и не ущемлялись интересы маленьких граждан России. Если родителя лишили родительских прав, он теряет право на государственные пособия на детей и на иные льготы, не имеет права в дальнейшем требовать содержания от своего ребенка, хотя сам не освобождается от обязанности содержать его. Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Родительские права и обязанности юристы называют неотчуждаемыми. Это значит, что их лишение допускается лишь в крайних случаях:
• когда изменить поведение родителей (одного из них) в лучшую сторону уже невозможно;
• только судом;
• при наличии вины родителя.
По закону родительские права могут быть восстановлены.
Не допускается лишение родительских прав в отношении ребенка, которого еще нет.
библиотека
материалов

Родители и дети: правовые основы взаимоотношений

Права и обязанности родителей

Закон регулирует порядок взаимоотношений родителей и детей в семье.
С юридической точки зрения детьми признаются те, кто не достиг совершеннолетия, то есть 18 лет.
Факт рождения ребенка в обязательном порядке фиксируется в актовой книге загса, и родителям выдается документ — свидетельство о рождении. Родители имеют право выбрать малышу имя, а также определить фамилию. Принято считать, что выбор имени накладывает определенный отпечаток на судьбу человека. В этой связи при необходимости имя и фамилия человека могут быть изменены по совместной просьбе родителей. При этом орган опеки и попечительства, который призван охранять интересы детей, даст на это разрешение. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменения его имени или фамилии могут осуществляться только при его согласии.
В семейном законодательстве закреплено право и одновременная обязанность родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они обязаны помочь ребенку получить общее образование, выбрать образовательное учреждение или форму обучения, учитывая его мнение. Таким образом, с рождением ребенка родители приобретают новые обязанности и становятся ответственными за жизнь другого человека.
Конечно же в каждой семье складываются особенности воспитания детей, которые взаимосвязаны с характером человека, материальным достатком и социальным статусом. Закон не регламентирует процесс общения родителей со своими детьми, он лишь запрещает жестокое, грубое отношение к ним, оскорбление или эксплуатацию детей. Причинение вреда физическому и психическому здоровью детей наказуемо.
Жестокое обращение родителей с детьми заключается в физическом, психическом над ними насилии. В первом случае речь может идти о побоях, причинении физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка.
Некоторые родители не выполняют возложенных на них законом правил поведения: отказываются материально содержать и воспитывать детей, иногда оставляют их в роддоме, злоупотребляют алкогольными напитками и др. В таких случаях они могу!’ быть лишены родительских прав.
Дела о лишении родителей родительских прав рассматриваются в судебном порядке с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Они следят за тем, чтобы не нарушались права и не ущемлялись интересы маленьких граждан России. Если родителя лишили родительских прав, он теряет право на государственные пособия на детей и на иные льготы, не имеет права в дальнейшем требовать содержания от своего ребенка, хотя сам не освобождается от обязанности содержать его. Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Родительские права и обязанности юристы называют неотчуждаемыми. Это значит, что их лишение допускается лишь в крайних случаях:
• когда изменить поведение родителей (одного из них) в лучшую сторону уже невозможно;
• только судом;
• при наличии вины родителя.
По закону родительские права могут быть восстановлены.
Не допускается лишение родительских прав в отношении ребенка, которого еще нет.

Дата размещения: 18.02.2016.
Правовое регулирование отношений родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей можно аналогично правам и обязанностям супругов разделить на две группы — личные и имущественные, а в составе последних их подразделяют на права и обязанности по поводу имущества и алиментные права и обязанности.

Если личные и имущественные отношения между супругами возникают из факта заключения брака, то права и обязанности родителей и детей, согласно статье 47 Семейного кодекса РФ, основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ и статьи 1 Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Среди личных прав ребенка глава 11 Семейного кодекса РФ выделяет:

Право жить и воспитываться в семье, включающее в себя в том числе право знать своих родителей, право на родительскую заботу и совместное проживание с родителями, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов, его всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

Право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ);

Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ);

Право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ), которое имеет юридическое значение по достижении ребенком возраста десяти лет (например, усыновление и передача его в приемную семью по достижении этого возраста осуществляется только с его согласия);

Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ);

Имущественными правами ребенка в силу статьи 60 Семейного кодекса РФ является право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а также право собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, и на любое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Реализация личных и имущественных прав ребенка связана с осуществлением родительских прав его родителями, а также с исполнением ими родительских обязанностей.

Специфика родительских правоотношений состоит в том, что осуществление родительских прав является одновременно и обязанностью родителей.

Неосуществление этого права представляет собой неосуществление родительской обязанности, за что установлены санкции юридической ответственности.

Родители имеют право на воспитание детей, в том числе на заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ), на выбор образовательного учреждения и формы получения ребенком основного общего образования (п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ), на защиту прав и интересов своих детей в отношениях с иными субъектами права (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ), требовать возврата своего ребенка от любого лица, незаконно удерживающего его (п. 1 ст. 68 Семейного кодекса РФ).

В состав родительских прав входят и такие правомочия, как право выбора имени и фамилии ребенка, право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права. Помимо рассмотренных родительских прав и обязанностей, к ним также относится предусмотренная статьей 80 Семейного кодекса РФ обязанность по содержанию несовершеннолетних детей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, злоупотребление своими родительскими правами, а также совершение преступлений против жизни или здоровья детей или супруга и другие, установленные в статье 69 Семейного кодекса РФ, деяния, лицо в судебном порядке может быть лишено родительских прав, что означает юридическую потерю всех прав, основанных на факте родства с ребенком. При этом родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка.

Таким образом, лишение родительских прав является семейно-правовой санкцией юридической ответственности, к которым также можно отнести и ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса РФ

Проблема детско-родительских отношений

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Родители – отец и мать но отношению к своим детям. Родительская семья – семья, в которой родился человек. Детско-родительские отношения – определенные типы взаимоотношений между родителями и детьми.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения, типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей, черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.

Воспитательная ситуация в семье – это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава. Воспитательная ситуация в семье учитывает влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.

Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и народом за воспитание своих детей. При невыполнении родителями установленных законом норм по воспитанию своих детей государство через суд имеет право лишить родительских прав и направить детей за счет родителей в воспитательное учреждение. Ответственность родителей за воспитание детей наступает при: подстрекательстве детей к совершению ими преступлений; посылке их нищенствовать; оставлении детей без помощи и воспитания; жестоком обращении с детьми; злостном уклонении от уплаты алиментов.

Проблема отцов и детей вечна, в ней заложено зерно конфликта – отцы и дети принадлежат к разным поколениям. Среди них нет хороших и плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии. Если в раннем детстве этот изначально заложенный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях.

Особенно ярко это проявляется в период, когда дети вступают в переходный возраст. Именно тогда конфликты из скрытых форм переходят в открытые и воплощаются в противостоянии детей и «надоевших предков». В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотип поведения, любимые занятия, язык, взгляды на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают, но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры.

Взрослея, молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей его в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Конфликт между поколениями, живущими под одной крышей, предопределен и неизбежен. Весь вопрос в том, в какой форме он проходит. В гармоничной семье умные уравновешенные родители сумели выстроить отношения, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, запять какое-то место в обществе.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым и вялотекущим, хроническим. Если конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, родители и дети наносят друг другу психологические травмы, что в дальнейшем делает примирение маловероятным. Происходит разрыв связей между детьми и родителями.

Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

1. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).

2. Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин, 1996).

3. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

4. Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко).

5. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские, отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

6. Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются нс автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность, Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

1) его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

2) возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

3) темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

4) религиозность;

5) национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

6) социальное положение;

7) профессиональная принадлежность;

8) уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через тс роли, которые играет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения[1]. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза» «ребенок- раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью)[2].

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируются от обособленности до зависимости.

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, рассредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивностъ, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три типа отношений: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Автор публикации

не в сети 17 часов

Саминат Муртазоваа

0
Комментарии: 0Публикации: 27Регистрация: 26-03-2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.