Практические занятия. Построение современной модели принципов менеджмента.

ОП 12 «Менеджмент»

Практические  занятия.

Построение   современной модели  принципов менеджмента.

(2 часы аудиторных занятий )

Цель занятия

1Закрепление теоретических знаний из темы » Принципы менеджмента предприятий».

  1. Приобретение практических навыков относительно использования современных принципов менеджмента.
  2. Формирование системного мышления а развитие творческой личности студентов.

Структура занятия

Блиц-опрос дискуссионного характера за вопросами лекции с использованием поданного и дополнительно проработанного материала с целью усвоения теоретического материала.

Ориентировочный перечень вопросов для дискуссии

  1. Охарактеризуйте основные принципы менеджмента.
  2. Сравните разную классификацию принципов менеджмента, назовите общую черту и особенность принципов.
  3. Охарактеризуйте основную закономерность менеджмента

Важное значение для эффективного менеджмента имеет соблюдение существующих принципов управленческой деятельности.

Под принципами менеджмента понимаются:

— руководящие правила;

— основные положения и нормы, которыми руководствуются работники аппарата управления, менеджеры в своей деятельности.

Принципы управления формулируются на основе требо­ваний экономических и социологических законов, а также обобщения опыта управленческой работы. Источником фор­мирования принципов, наряду с законами, является также система ценностей, присущих конкретному обществу.

Существует определенная взаимосвязь между законами, принципами и методами управления. Принципам, как прави­ло, должны следовать, а методы выбираются.

Пример: закон спроса и предложения, его требование о необходимости сбалансированности спроса и предложения проявляется в принципе ориентации на потребителя. Со­блюдение данного принципа связано с использованием мно­гочисленных методов изучения спроса (анализом статисти­ческих данных, опросом покупателей, экспертов и др.).

Принципы управления регулируют взаимоотношения как внутри фирм, так и их взаимодействие с внешней средой (поставщиками, покупателями).

Правила управленческого поведения (принципы) не имеют юридической силы. Они принимаются добровольно руководите­лями, превращаясь в моральные обязательства или нормативы.

Принципы не остаются неизменными. Их состав обновля­ется при соответствующих изменениях в условиях деятель­ности предприятий. Пример: принцип единства политичес­кой, хозяйственной деятельности и государственного руко­водства в плановой экономике заменен в рыночных условиях Принципом разграничения политического, хозяйственного и государственного руководства.

Существуют общие принципы менеджмента, принципы деятельности отдельных фирм, а также принципы выполне­ния управленческих функций.

В составе общих принципов управления выделяются сле­дующие принципы:

  • Принцип эффективности. Выражает степень достиже­ния целей фирмы, соотношение между полученным резуль­татом и затратами. Руководителям необходимо своевремен­но обнаружить предпосылки успеха и неудачь предприятия.

В составе предпосылок успеха могут быть:

— четкое определение жизненного кредо (миссии) пред­приятия и доведение ее до каждого работника предприятия,

— сочетание целей компании с естественным поведением людей, их собственной мотивацией;

— справедливое распределение доходов, которое обес­печивается тремя элементами: капиталом, трудом и менедж­ментом;

— оригинальная технология, обеспечивающая технологическую независимость предприятия;

— высококвалифицированные менеджеры, способные использовать имеющиеся резервы и возможности получать максимальную прибыль и др.

Причинами неудачь предприятия являются:

— крайне централизованный или «разбухший» управлен­ческий аппарат;

— громоздкая система процедур при принятии текущих решений, что замедляет реакцию на требования рынка;

— рост числа совещаний для выработки решения;

ослабление взаимодействия между подразделениями предприятия;

сокрытие от руководства неблагоприятных сведений и др.

  • Принцип ориентации на потребителя. Означает необходимость производить ту продукцию, в реализации которой уверены. Для этого на предприятиях развиваетсямаркетинговая деятельность.
  • Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного руководства. Не следует допускать сращивания указанных органов.
  • Принципдиверсификации. означает получение предприятием прибыли за счет проникновения в другие отрасли деятельности для обеспечения финансовой устойчивости.

Различают диверсификацию:

— синергетическую — проникновение во взаимосвязанные, смежные отрасли деятельности;

— конгломератную — проникновение в отрасли, не свя­занные между собой.

  • Принцип социальной ответственности. Суть его состоит в соблюдении правил безопасности труда на пред­приятии, обеспечении высокого качества выпускаемой про­дукции, своевременной уплате налогов,оплате трудара­ботников, соблюдении экологических норм, создании благо­приятного климата в коллективе, предупреждении высокой текучести кадров, благотворительной деятельности, работе с общественностью.
  • Принцип системности. Выражает необходимость уче­та многообразных связей между фирмой, ее элементами и внешней средой для разработки стратегии развития пред­приятия, принятия других управленческих решений.
  • Оптимальное сочетание централизации и децентра­лизации в управлении, горизонтальных и вертикальных свя­зей. При этом под централизацией понимается сосредоточе­ние прав принятия решения в центральном органе управле­ния фирмой.

Децентрализация предполагает передачу полномочий для принятия управленческих решений по регулированию опера­тивно-хозяйственной деятельности подведомственным орга­низациям, филиалам, отделениям.

Принципы менеджмента Файоля

, разработанные в начале XX в., остаются по-прежнему актуальными в современных услови­ях деятельности предприятий. В их составе выделяются сле­дующие:

  1. Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответству­ющей долей ответственности.
  2. Разделение труда — предполагает соблюдение опреде­ленного предела в специализации работ, не допуская их дуб­лирования.
  3. Дисциплина обязательна для всех — каков руководи­тель, таков и коллектив. Количество недостатков руководи­теля умножается на количество подчиненных.
  4. Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица.
  5. Подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы.
  6. Справедливость вознаграждения — справедливость оцен­ки труда со стороны работодателя и работника.
  7. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства.
  8. Порядок во всем — материальный (каждая вещь на сво­ем месте) и Социальный (каждый работник на своем месте).
  9. Единство руководства — проведение целенаправлен­ной единой политики в масштабах предприятия.
  10. Корпоративный дух — нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные принципы эффективного менеджмента

  1. В современном менеджменте широко распространен курс надецентрализациюуправления. Преследуемая цель — раз­витие внутрифирменной конкуренции.
  2. Использование человеческого фактора, предоставление свободы действий творческим работникам. Для реализации этого принципа используются разные приемы, в том числе:

в японском менеджменте, например, пожизненный найм на работу, содержание в штате работников для осуществления текущих консультаций («люди у окна»); предоставление сво­боды действий творческим работникам, наличие «вольных специалистов»; использование труда «надомников» (Япония^ Англия); применение целевого менеджмента (управление по целям).

  1. Сведение до минимума исходящей информации (инструкций, распоряжений, указаний).
  2. Забота о клиентах и персонале («а рынок позаботится о тебе»). Для реализации данного принципа используются следующие приемы:

— заключение контрактов на техническое обслуживание по истечении гарантийного срока;

— присутствие постоянного технического представителя на предприятиях крупных пользователей продукции;

— прибытие специалиста на предприятие клиента в течение 4 ч после сообщения о поломке;

—3 раза в неделю менеджеры связываются с новыми кли­ентами, купившими продукцию, проявляя заботу о потреби­телях, выявляя, таким образом, мелкие проблемы, предуп­реждая тем самым возможность появления более крупных.

5.Усиление внимания стратегическому планированию на предприятиях, в частности, со стороны первого руководителя.

  1. Повышение роли научных исследований, опытно-кон­структорских работ в деятельности предприятий, в связи с Чем могут создаваться специальные научные подразделения в его структуре.
  2. Немедленная реакция со стороны руководства и работ­ников на возникающие проблемы, связанные с внешней средой, и др.

Автор публикации

не в сети 4 недели

Зара Хулаева

0
Комментарии: 1Публикации: 31Регистрация: 06-04-2020

Практические занятия. Построение современной модели принципов менеджмента.: 13 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.