Практическое занятие.
Построение современной модели принципов менеджмента.
(2 часы аудиторных занятий )
Цель занятия
1Закрепление теоретических знаний из темы » Принципы менеджмента предприятий».
- Приобретение практических навыков относительно использования современных принципов менеджмента.
- Формирование системного мышления а развитие творческой личности студентов.
Структура занятия
Блиц-опрос дискуссионного характера за вопросами лекции с использованием поданного и дополнительно проработанного материала с целью усвоения теоретического материала.
Ориентировочный перечень вопросов для дискуссии
- Охарактеризуйте основные принципы менеджмента.
- Сравните разную классификацию принципов менеджмента, назовите общую черту и особенность принципов.
- Охарактеризуйте основную закономерность менеджмента
Важное значение для эффективного менеджмента имеет соблюдение существующих принципов управленческой деятельности.
Под принципами менеджмента понимаются:
— руководящие правила;
— основные положения и нормы, которыми руководствуются работники аппарата управления, менеджеры в своей деятельности.
Принципы управления формулируются на основе требований экономических и социологических законов, а также обобщения опыта управленческой работы. Источником формирования принципов, наряду с законами, является также система ценностей, присущих конкретному обществу.
Существует определенная взаимосвязь между законами, принципами и методами управления. Принципам, как правило, должны следовать, а методы выбираются.
Пример: закон спроса и предложения, его требование о необходимости сбалансированности спроса и предложения проявляется в принципе ориентации на потребителя. Соблюдение данного принципа связано с использованием многочисленных методов изучения спроса (анализом статистических данных, опросом покупателей, экспертов и др.).
Принципы управления регулируют взаимоотношения как внутри фирм, так и их взаимодействие с внешней средой (поставщиками, покупателями).
Правила управленческого поведения (принципы) не имеют юридической силы. Они принимаются добровольно руководителями, превращаясь в моральные обязательства или нормативы.
Принципы не остаются неизменными. Их состав обновляется при соответствующих изменениях в условиях деятельности предприятий. Пример: принцип единства политической, хозяйственной деятельности и государственного руководства в плановой экономике заменен в рыночных условиях Принципом разграничения политического, хозяйственного и государственного руководства.
Существуют общие принципы менеджмента, принципы деятельности отдельных фирм, а также принципы выполнения управленческих функций.
В составе общих принципов управления выделяются следующие принципы:
- Принцип эффективности. Выражает степень достижения целей фирмы, соотношение между полученным результатом и затратами. Руководителям необходимо своевременно обнаружить предпосылки успеха и неудачь предприятия.
В составе предпосылок успеха могут быть:
— четкое определение жизненного кредо (миссии) предприятия и доведение ее до каждого работника предприятия,
— сочетание целей компании с естественным поведением людей, их собственной мотивацией;
— справедливое распределение доходов, которое обеспечивается тремя элементами: капиталом, трудом и менеджментом;
— оригинальная технология, обеспечивающая технологическую независимость предприятия;
— высококвалифицированные менеджеры, способные использовать имеющиеся резервы и возможности получать максимальную прибыль и др.
Причинами неудачь предприятия являются:
— крайне централизованный или «разбухший» управленческий аппарат;
— громоздкая система процедур при принятии текущих решений, что замедляет реакцию на требования рынка;
— рост числа совещаний для выработки решения;
ослабление взаимодействия между подразделениями предприятия;
сокрытие от руководства неблагоприятных сведений и др.
- Принцип ориентации на потребителя. Означает необходимость производить ту продукцию, в реализации которой уверены. Для этого на предприятиях развиваетсямаркетинговая деятельность.
- Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного руководства. Не следует допускать сращивания указанных органов.
- Принципдиверсификации. означает получение предприятием прибыли за счет проникновения в другие отрасли деятельности для обеспечения финансовой устойчивости.
Различают диверсификацию:
— синергетическую — проникновение во взаимосвязанные, смежные отрасли деятельности;
— конгломератную — проникновение в отрасли, не связанные между собой.
- Принцип социальной ответственности. Суть его состоит в соблюдении правил безопасности труда на предприятии, обеспечении высокого качества выпускаемой продукции, своевременной уплате налогов,оплате трудаработников, соблюдении экологических норм, создании благоприятного климата в коллективе, предупреждении высокой текучести кадров, благотворительной деятельности, работе с общественностью.
- Принцип системности. Выражает необходимость учета многообразных связей между фирмой, ее элементами и внешней средой для разработки стратегии развития предприятия, принятия других управленческих решений.
- Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, горизонтальных и вертикальных связей. При этом под централизацией понимается сосредоточение прав принятия решения в центральном органе управления фирмой.
Децентрализация предполагает передачу полномочий для принятия управленческих решений по регулированию оперативно-хозяйственной деятельности подведомственным организациям, филиалам, отделениям.
Принципы менеджмента Файоля
, разработанные в начале XX в., остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий. В их составе выделяются следующие:
- Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности.
- Разделение труда — предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования.
- Дисциплина обязательна для всех — каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных.
- Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица.
- Подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы.
- Справедливость вознаграждения — справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника.
- Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства.
- Порядок во всем — материальный (каждая вещь на своем месте) и Социальный (каждый работник на своем месте).
- Единство руководства — проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия.
- Корпоративный дух — нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.
Современные принципы эффективного менеджмента
- В современном менеджменте широко распространен курс надецентрализациюуправления. Преследуемая цель — развитие внутрифирменной конкуренции.
- Использование человеческого фактора, предоставление свободы действий творческим работникам. Для реализации этого принципа используются разные приемы, в том числе:
в японском менеджменте, например, пожизненный найм на работу, содержание в штате работников для осуществления текущих консультаций («люди у окна»); предоставление свободы действий творческим работникам, наличие «вольных специалистов»; использование труда «надомников» (Япония^ Англия); применение целевого менеджмента (управление по целям).
- Сведение до минимума исходящей информации (инструкций, распоряжений, указаний).
- Забота о клиентах и персонале («а рынок позаботится о тебе»). Для реализации данного принципа используются следующие приемы:
— заключение контрактов на техническое обслуживание по истечении гарантийного срока;
— присутствие постоянного технического представителя на предприятиях крупных пользователей продукции;
— прибытие специалиста на предприятие клиента в течение 4 ч после сообщения о поломке;
—3 раза в неделю менеджеры связываются с новыми клиентами, купившими продукцию, проявляя заботу о потребителях, выявляя, таким образом, мелкие проблемы, предупреждая тем самым возможность появления более крупных.
5.Усиление внимания стратегическому планированию на предприятиях, в частности, со стороны первого руководителя.
- Повышение роли научных исследований, опытно-конструкторских работ в деятельности предприятий, в связи с Чем могут создаваться специальные научные подразделения в его структуре.
- Немедленная реакция со стороны руководства и работников на возникающие проблемы, связанные с внешней средой, и др.