Гражданская оборона

ОБЖ.Строительство

Конспект урока
Основы безопасности жизнедеятельности

Урок № 12. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Гражданская оборона.
Основные виды оружия и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Сигнал оповещения «Внимание всем!».
Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.
Глоссарий по теме:

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Противорадиационные укрытия – защитные сооружения, обеспечивающие защиту населения от воздействия излучения и радиоактивной пыли при радиоактивном загрязнении местности

Убежища – это защитные сооружения, обеспечивающие защиту людей от высоких температур, вредных газов при пожарах, взрывоопасных, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, ударной волны, проникающей радиации и светового излучения ядерного взрыва и других поражающих факторов, действующих в ЧС

Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Обычные средства поражения (ОСП) — это комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих энергию удара и взрыва взрывчатых веществ и их смесей.

Ядерное оружие — вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов урана и плутония или в ходе реакций синтеза лёгких ядер, таких, как дейтерий, тритий (изотопы водорода) и литий.

Химическое оружие — оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах химических веществ.

Биологическое оружие — вид оружия массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности.

Высокоточное оружие (ВТО) — это управляемое средство поражения, эффективность которого основывается на высокой точности попадания в цель.

Ударная волна — основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражения людей обусловлены, как правило, воздействием ударной волны.

Световое излучение — поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Ионизирующее излучение (проникающая радиация) — поток гамма-лучей и нейтронов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 160-170)
Дополнительная литература:

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.
Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации — https://мвд.рф
Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения

Об этапах создания гражданской обороны в СССР и мире

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная её часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждения населения об угрозе нападения с воздуха и оповещения, когда угроза миновала; осуществления маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидации последствий нападения с воздуха; подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для населения и др.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 1950-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие- ядерное, а также новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Всё это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО). Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчёркивания / зачёркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд — английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Для чего предназначены убежища (защитные сооружения)? Подчеркните все верные варианты.

а) для хранения различных материалов;

б) для тренировки по гражданской обороне;

в) от стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время;

г) для защиты людей от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

б) для тренировки по гражданской обороне;

в) от стихийных бедствий, аварий и катастроф в мирное время;

г) для защиты людей от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчёркивания / зачёркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд — английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Обычные средства поражения (ОСП) – комплекс стрелковых, артиллерийских, инженерных, морских, ракетных и авиационных средств поражения или боеприпасов, использующих __________________________ взрывчатых веществ и их смесей.

Выберите правильный элемент:

1. энергию электромагнитных полей

2. энергию удара и взрыва

3. энергию гамма-лучей и нейтронов

4. поток лучистой энергии

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. энергию удара и взрыва

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Сообщить об ошибке в уроке

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Эли Джанхотов

0
Комментарии: 2Публикации: 65Регистрация: 26-03-2020

Гражданская оборона: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.