Тема: Введение в химию

Цель: Сформировать представления о предмете химии.

Задачи: Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

  1. Организационный момент.

Знакомство с группой.

  1. Актуализация знаний.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

  1. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

  1. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта.

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

  • Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)

  • Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

  • Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

  • Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

  • В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

  • Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

  • Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

  • Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

  • Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

  • Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

  • Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Так что же такое — химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения

Задание:

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка, пробирка, авторучка

  1. О каких веществах можно сказать:

а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, tкип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?

б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

Свойства− это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

Вещества – это то, из чего состоят предметы (физические тела) окружающего мира. Каждое вещество обладает строго определёнными свойствами.
Свойства веществ – признаки, позволяющие отличить одни вещества от других, или установить сходство между ними.
Химический элемент – вид атомов, с определённым зарядом ядра.
Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
Вещества молекулярного строения – вещества, основной структурной единицей которых является молекула.
Вещества немолекулярного строения – вещества, основными структурными единицами которых являются атомы или ионы.
Ион – заряженная частица, состоящая из одного или нескольких элементов.
Пример: Ионы: Сl- , SO42-, NH4+, Al3+
  Химическая формула – условная запись состава вещества молекулярного строения при помощи химических символов и индексов.
Индексы – подстрочные цифры, показывающие числа атомов элементов в составе молекулы.
Простое вещество – вещество, состоящее только из одного вида атомов. Примеры: хлор Cl2, медь Cu.
Сложное вещество – вещество, состоящее из двух и более видов атомов.  Примеры: оксид меди (II) CuO, серная кислота H2SO4, этанол С2Н5ОН.
Аллотропия – способность химического элемента образовывать несколько простых веществ разного состава (кислород О2, озон О3) или с разной кристаллической решеткой (красный и белый фосфор, алмаз и графит у углерода).

  1. История возникновения химии

История возникновения химии делится на несколько этапов, начиная от древнего мира и до современности.

Химия – это одна из естественных наук, т.е. наук об окружающем мире, природе и явлениях, происходящих в ней, превращениях веществ.

Еще в глубокой древности человек заметил, что вещества способны изменяться, превращаться в другие, обладающие новыми свойствами.

Костер стал первой химической лабораторией человека. После обжига глины в огне она становилась прочной, из нее можно было делать нехитрую посуду. На огне человек научился готовить пищу из мяса убитых животных, плодов растительного мира. Здесь же человек случайно получил первые металлы – медь, олово, свиней, а также стеклянные изделия из, казалось бы, обыкновенных камней.

Так появились первые, как мы сейчас говорим, химические ремесла – гончарное и металлургическое. Примерно 7000 лет назад человек научился выплавлять медь и делать из нее различные изделия – орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие. Этот период в истории древней цивилизации получил название медный век.

На рубеже старой и новой эры зародилось и само понятие «химия». Есть несколько версий проявления этого термина. По одной из них это связано с древним названием Египта «Хем» и производным от него «хеми» — египетское искусство. По другой версии считается, что слово «химейя» — выделения соков, а затем и плавки металлов, происходит от древнегреческого «химос», т.е. сок, литье.

В середине первого тысячелетия новой эры, после падения Древнего Рима, центр цивилизации переместился на Ближний Восток. Именно там арабы преобразовали слово «химейя» в «алхимия». Под этим словом понимались все знания, связанные с превращением веществ как практические, так и теоретические.

Превращению химии в настоящую науку в XVIII в. способствовали многие ученые, в том числе русский ученый М. В. Ломоносов и французский – А. Лавуазье. На основе многочисленных опытов по изучению процессов горения и окисления металлов они независимо друг от друга пришли к формулировке одного из самых важных законов химии – закона сохранения массы веществ при химических реакциях.

В XVIII в. было открыто много новых элементов, в том числе кислород, водород, азот. Было доказано, что воздух является смесью газов, а вода – сложным веществом.

В середине XIX в. русский ученый А. М. Бутлеров заложил основы теории строения органических соединений. В 1869 г. другой русский ученый Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Эти две научные идеи вместе с атомно-молекулярным учением стали основой современной химии.

Химия становилась такой большой наукой, что разделилась на отдельные ветки, такие, как органическая, неорганическая, аналитическая химия, и а позже – физическая химия, биохимия, агрохимия, химия твердого тела и др.

В настоящее время химия стала не только одной из важнейших областей человеческого знания, но и полем практической деятельности многих людей – ученых, инженеров, рабочих и др. Без химии невозможна жизнь современного общества. Она играет ключевую роль в обеспечении людей продовольствием, одеждой, энергией, тысячами самых разнообразных веществ, многих из которых просто нет в природе.

Химия – это наука, которая постоянно изменяет окружающий мир. Вместе с другими естественными науками она помогает глубже познать тайны природы и законы ее развития, сделать жизнь на Земле лучше для каждого человека.

Домашнее задание:

  1. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?
  2. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?
  3. Как вывести чернильное пятно на платье?
  4. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?
  5. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.
  6. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?
  7. Учитель гимназии — автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик — великий русский химик. Назовите их имена.
  8. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.

 

 

 

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Мууева Макка

0
Комментарии: 1Публикации: 27Регистрация: 25-03-2020

Тема: Введение в химию: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.